Скидки на курсы иностранных языков
Белорусы в Америке. Часть 1

Белорусы в Америке. Часть 1

Я довольно много знала про США. Более 15 лет преподавания английского, американский кинематограф и литература в оригинале, друзья-эмигранты, регулярные визиты в Нью-Йорк – казалось бы, я как никто другой готова к переезду в эту страну. Сейчас, прожив в небольшом городке под Филадельфией около полугода, я вновь и вновь открываю для себя Америку и американцев: узнаю что-то новое, удивляюсь странному, пробую осознать непривычное. Спешу поделиться своими заметками с вами, уважаемые коллеги и студенты Streamline, пока глаз не замылен, и так отчетливо видна разница в менталитете, устройстве, жизненном укладе белорусов и американцев. Ни в коем случае не претендую на авторитетность, просто делюсь своими личными наблюдениями. Надеюсь, будет познавательно.

Наблюдение 1. Школа

С детства я была уверена, что образование в Америке слабое, и ни в какое сравнение с нашим -- глубоким, всесторонним, академическим. Первые четыре класса мой сын отучился в одной из лучших гимназий Минска, а в пятый класс пошел в Grooveland Elementay School – разница невероятная! И, боюсь, не в пользу нашей образовательной системы.

Итак, 7 причин уважать американскую школу:

1. Главные в американской школе – дети. Общее собрание перед началом учебного года для нас провели ... шестиклассники, которые с удовольствием и гордостью показывали свою школу, а потом угощали пятиклассников мороженым из запасов школьной столовой и отвечали на вопросы новичков. У детей есть своя газета, свои новости по школьному радио, свой сад, в котором каждому ребенку дана привилегия (и воспринимается детьми это именно так) посадить растение в день своего рождения.

2. К ученикам относятся с пиететом и уважением. В комментариях к еженедельному сочинению по прочитанной книге учительница написала моему сыну: «Глеб! Спасибо, что прислушался к моим советам – в этот раз получилось просто великолепное сочинение! Так держать!» Понимаете – не «молодец, что прислушался» или «ну наконец-то прислушался», а «спасибо»... Приятно...

3. Детей учат делать выбор и нести за него ответственность. Опять-таки в еженедельном письменном задании ребенок сначала выбирает вопрос из 20 предложенных, и только потом начинает сочинять на него ответ. Перед контрольной по математике каждому ученику предлагается 5 вариантов подготовки к тесту, как то: «попрошу родителей еще раз проверить мои знания по теме», «сделаю задания из учебника, которые мы в классе пропустили», «обращусь к учителю за дополнительными объяснениями», «использую базу школьных электронных ресурсов» и т.д. Ребенку надо выбрать два способа повторения из пяти и честно проделать их. По результатам контрольной учитель не ругает учеников с низкими баллами, а обсуждает с ними эффективность их подготовки – что надо поменять, чтобы результат стал лучше. Вот так.

4. Учат выделять нужную информацию, отделять важное от второстепенного. Вот как выглядит решение задачи в младшей школе у нас: 

  • номер задачи,
  • решение (вычисления и, в скобках, что значит полученная цифра),
  • ответ.

То же самое в Америке:

  • номер задачи,
  • что надо выяснить (ребенок своими словами формулирует вопрос задачи),
  • какие цифры из текста задачи понадобятся для решения (в условии показателей обычно чуть больше, чем нужно для нахождения ответа, надо уметь выделить «нужные» цифры),
  • ответ,
  • как ты его получил (решение).

То есть получается, что нашу систему, в первую очередь, интересуют вычисления. А их систему – правильно сформулированный вопрос и ответ на него. А решение – это только объяснение результата, а не самоцель.

5. Учат думать. Внеклассное чтение широко применяется и в Беларуси тоже, только у нас оно ограничивается ведением «дневника читателя» (сколько страниц в день прочел), а у них вырастает в еженедельные письменные размышления на целый ряд тем. Вот о чем предлагается подумать американским ученикам:

  • Справился ли автор с задачей заинтересовать тебя книгой с самого начала?
  • Можно ли было сделать начало истории более занимательным? Объясни.
  • Как ты думаешь, смог бы главный герой прижиться в вашем классе? Почему (нет)?  
  • Как ты считаешь, поменялась бы история, если бы главный герой был другого пола? Почему (нет)?

И далее по списку еще 17 таких же неожиданных тем для рассуждений. Никогда бы не подумала, что читать сочинения сына будет так интересно. Просто хорошие вопросы рождают качественные ответы.

Математика тоже не дает расслабиться: «Вы бросаете два кубика – какая вероятность выше – что выпадет 7 или 9? То есть пятиклашке надо сообразить, что кубика 2, соответственно и 7, и 9 мы будем получать от сложения двух цифр. Далее надо вспомнить, что на кубиках мы имеем максимум 6 точек, соответствено семь может получиться если выпадет 1 и 6, 2 и 5 или 3 и 4. А девять – только если выпадет 4 и 5 или 3 и 6. Соответственно, комбинаций для семерки больше, и шанс получить ее выше. А теперь дайте мне пример чего-нибудь похожего из белорусского задачника. Я вот что-то не припомню...

6. Развивают прикладное применение знаний. Вот как звучит наше «Из пункта А в пункт Б...» на американский манер: «Дано: карта Новой Зеландии с масштабом (дюймы к милям) и несколькими городами. Условие: два пятиклассника решили пройти пешком из города А в новой Зеландии до города B (даны названия реальных городов). Ваша задача:

  1. Найти эти города на предоставленной выше карте и, при помощи линейки и масштаба, вычислить фактическое расстояние между городами.
  2. Замерить среднюю длину своего шага.
  3. При помощи секундомера засечь, сколько шагов вы в среднем делаете в минуту.
  4. Рассчитать, сколько часов/дней понадобится пятиклассникам, чтобы осуществить свой поход, если они не будут нигде останавливаться.
  5. Но они же не смогут идти без остановки несколько дней! Рассчитайте время, если на каждый переход в 8 часов они отдыхают 8 часов. 

7. Учат любить свою страну и уважать все другие страны. Каждое утро в Groveland Elementary начинается с того, что все дети, стоя и держа руку на сердце, поют гимн США. Мой Глеб сейчас официально признан самым популярным мальчиком класса, потому что в дополнение к своему средненькому английскому, он в совершенстве владеет русским. «Это же нереально круто!», считают его одноклассники. И учат русские слова. 

Отсутствием школы наказывают. Не поверите, но дети реально и искренне переживают, если им за какие-то немыслимо серьезные проступки администрация запрещает ходить в школу несколько дней. Американская школа – это позитив, радость, интерес и постоянное развитие. Проверено на собственном сыне. Меня только один вопрос не отпускает: откуда при таком шикарном образовании появляются монозадачные и не очень умные американцы?.. Образование к старшей школе сходит на нет? Тогда почему сын моих знакомых без особого труда и дополнительных занятий с репетиторами прямо из государственной школы поступил в Беркли, а уже на четвертом курсе прошел практику и получил прекрасно оплачиваемую работу на Амазоне?

Наверное, это опять-таки можно объяснить только нереальным разнообразием Америки – здесь школа школе ооочень рознь. Нам с сыном крупно повезло. Очень хочется верить, что белорусская система оразования, пусть небольшими шажками, пусть медленно, тоже будет двигаться в направлении развития личности и обучения навыкам, а не только шпиговки детских голов абстрактными знаниями. Белорусы – очень умная и трудолюбивая нация, мы заслуживаем классного образования для наших детей.

Алена Ксеневич

Также вы можете найти воспоминания об учебе в Америке Натальи Калюзиной, являющейся действующим заместителем директора Streamline по академической работе, тут и тут

Нашли ошибку в тексте сайта?
Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter