Всё начиналось в Streamline

Всё начиналось в Streamline

Анастасия Батечко работала преподавателем немецкого языка в нашей школе в течение полутора лет. Сейчас она учится в Германии. Своими впечатлениями Настя решила поделиться в блоге Streamline.

С сентября 2016 началась моя учеба в Университете Гамбурга (Uni Hamburg) по специальности «Наука воспитания и образования» (Erziehungs- und Bildungswissenschaft) и «Немецкий язык и литература» (Deutsche Sprache und Literatur) в качестве второго предмета.

Мое пребывание в Гамбурге не ограничивается только учебой. Параллельно я стараюсь совмещать новые теоретические знания с практическим опытом. Я продолжаю передавать свои знания немецкого и занимаюсь с иностранной молодежью, помогая ей разбираться в особенностях языка и культуры. Сейчас у меня собралась группа из шести подростков: двое из Эритреи (беженцы), двое из Польши, один из Того и один из Ирака.

Вместе собрались ребята, у которых разные уровни владения немецким языком, разные культуры и родные языки, разные личности и судьбы. Можно, конечно, сказать, что я их учу, но и они меня многому учат: начиная с того, как устроена жизнь в разных уголках нашей планеты, и заканчивая пониманием того, как многогранна профессия педагога.

Подростки, с которыми я занимаюсь, посещают производственную школу (Produktionsschule), которая предлагает альтернативное обучение для молодых людей, охотнее работающих руками и ранее столкнувшихся с теми или иными сложностями в учебе. Поскольку группы в этой школе весьма неоднородные, очень важными становятся организаторские качества педагога. Основной упор делается на коммуникацию и через нее постепенно переключается внимание на письменную часть занятия. Она часто является самой проблематичной для учеников. В моей нынешней роли очень помогает опыт работы в Streamline, прежде всего в планировании занятий, а также в работе со студентами с разными уровнями подготовки и с интернациональными группами.  Streamline раскрыл меня для самой себя как педагога и дал ориентир и понимание того, чем я хочу заниматься в профессиональном плане.

Но вернемся к моим ученикам. Хочу рассказать несколько случаев, которые мне показали, насколько многогранен процесс обучения и насколько субъективен его результат.

Как-то один ученик рассказал, чему он научился за время наших занятий. Оказалось, что самым важным для него стало преодоление страха общения с немецкими школьниками. Раньше он больше молчал и общался только со своим земляком и другом на их родном языке. Но занятия расширили круг общения. Психологический и языковой ступор исчез. А для меня стало очевидным, что результат не всегда измеряется планами на урок и грамматическими тестами. Часто можно достичь большего, проявляя индивидуальный подход к обучаемому.

Наряду с преподаванием, я получаю опыт ведения административной работы в некоммерческой организации COPERNICUS e.V. Hamburg. Это общество предоставляет стипендии студентам из Восточной Европы и Центральной Азии для обучения в Гамбурге или Берлине в течение семестра и прохождения практики по специальности.

Наша интернациональная команда организует пребывание студентов, культурные и образовательные мероприятия для них. В прошлом году программа отпраздновала 25-летний юбилей. Эти годы успешной работы убедительно свидетельствуют о нужности и актуальности проекта.

Сопровождение повседневной корреспонденции, подготовка стипендиальных договоров и другой документации, коммуникация с семьями, членами общества и спонсорами дает мне представление о том, как устроена работа немецкой организации. Кроме того, приходится часто искать ответы на вопросы стипендиатов об учебе, практике, жизни в немецкой семье и др. Часто мы можем часами сидеть в офисе в поисках нужных слов и подходящего решения, но результат стоит того. Это бесценный опыт: видеть, как развиваются другие и вместе с ними развиваться самой.

Деятельность в COPERNICUS предоставила мне возможность стать в какой-то степени и посредником между Беларусью и Германией. Так, с нами связалась студенческая группа из БГУ, которая готовила образовательную поездку в Германию и искала возможность посетить один из вузов Гамбурга. Для них мы организовали экскурсию по местному университету.

Для меня стало приятным удивлением приглашение в качестве референта на информационное мероприятие стартапа из Берлина Kiron (www.kiron.ngo). Kiron занимается тем, что предлагает беженцам, которые по каким-либо причинам еще не могут подавать документы на обучение в Германии, проходить онлайн-курсы по разным специальностям. Они должны облегчить поступление в немецкий вуз и обучение в нем. Я участвовала в данном мероприятии в роли эксперта, делящегося своим опытом обучения в разных странах. В презентации я упомянула Streamline как место, вдохновившее меня развиваться в области педагогики и преподавания языков.

Мне было приятно ответить на интересующие вопросы и, возможно, придать смелости некоторым участникам. Одновременно с этим я сама получила удовольствие от   общения с представителями разных культур и профессий. Многие из участников имели высшее образование и опыт работы как в своих странах, так и в Германии. Было интересно услышать от них об опыте изучения немецкого языка и путях к высшему образованию в Германии. Международное общение такого рода дает возможность расширить кругозор и повышает уровень межкультурной коммуникации.

Полагаю, что мое пребывание в Германии дает возможность не только заниматься саморазвитием, но и параллельно делиться накопленным опытом. Это для меня время осмысления сделанного и время выбора дальнейшего пути в жизни.

Анастасия Батечко

 

 

Нашли ошибку в тексте сайта?
Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter