Приручаем язык. Руководство для начинающих. Часть 1

Приручаем язык. Руководство для начинающих. Часть 1

Что первое приходит в голову? Бессилие и раздражение от нечленораздельного потока чужеродной речи? Высшая математика грамматических правил и тоскливо-бесконечный перечень исключений из них? Стресс, скука, барьер… Грустно, но по данным опроса 2013 года только один из 4 белорусов ассоциирует иностранный язык с позитивными вещами: путешествиями, общением, новыми возможностями. Для большинства же язык Шекспира так и остается чем-то, похожим на Туманный Альбион – непонятно далеким, промозгло чужим и скалисто неприступным.

Мы хотим изменить это. Мы искренне верим, что изучение иностранного языка – это не только полезно и интересно, но и просто. Главное, подходить к процессам с умом и следовать 7 золотым правилам начинающего англофила.

Правило 1: Разумная требовательность и активная жизненная позиция

Что делать: Включить здравый смысл и не форсировать процессы.

Всемирно известный молекулярный биолог Джон Медина, специализирующийся на особенностях работы человеческого мозга, утверждает, что два основных слагаемых любого стресса это завышенные ожидания и отсутствие возможности контроля. Если следовать его логике, изучение иностранного языка возглавляет хит-парад страхов, тревог и волнений. Для того чтобы стать счастливым исключением, получающим истинное удовольствие и радость от занятий английским надо:

- Осознать, что ребенок и взрослый изучают язык совершенно по-разному. Там, где малышу потребуется всего пара-тройка месяцев бесконечных повторений, у взрослого уйдет несколько лет сознательного изучения с использованием понимания, анализа, творческого применения и прочих компонентов мышления высшего порядка. Это не означает, что вы сможете спросить дорогу или заказать пиво в пабе только досконально изучив Present Perfect и запомнив длинный список слов по теме «Еда». Современные методики дают практически мгновенный результат. Однако полноценное овладение языком на достаточно хорошем уровне - это длительный процесс, рассчитанный на годы, а не недели или месяцы. Не требуйте от себя слишком многого. От «понять принцип» до «научиться пользоваться, как родным» долгий, но бесконечно занимательный путь.

- Стремиться понять логику каждого занятия. Не стоит механически выполнять с вашей точки зрения скучные или глупые упражнения – они все равно не принесут много пользы. Если ваш преподаватель профессионален, он с удовольствием объяснит, зачем вы делаете то или иное задание  -  это позволит сделать процесс обучения максимально осознанным и эффективным.

- Обратить внимание на свои индивидуальные особенности в отношении изучения английского: как вам легче запоминаются слова, в какое время суток вы максимально активны, каким образом иностранный язык связан с зоной ваших личных интересов. Универсальных рецептов не существует. Кому-то очень помогает проговаривать вслух, кто-то с лету запоминает все, что написано на ярких карточках, кто-то подключает воображение и «якорит» новые слова ассоциациями на родном языке. Крайне важно «оживить» для себя английский – перевести его изучение из разряда скучного академического времяпрепровождения в возможность узнать что-то интересное и полезное из первоисточника. Новинки автоиндустрии, интервью бизнес-гуру, откровения звезд, рецепты кулинарных изысков – россыпи богатого, красивого, а главное, настоящего и полезного, языка находятся всего лишь на расстоянии нескольких кликов от любого, мало-мальски знакомого с интернетом, пользователя.

Правило 2: Английский и я

Что делать: Творчески прорабатывать учебный материал.

Кто-то всю жизнь решает за нас, что и в каких объемах нам учить. Кто-то прописывает программу, выстраивает темы в учебнике, подбирает списки слов, сплетает в затейливый узор грамматические правила… Мы привыкли доверять специалистам. Но полностью передав бразды правления в их руки, мы отключаемся от процесса, превращаясь в пассивного пассажира – тем самым сводя эффективность обучения к серенькому «удовлетворительно».

Наш мозг – удивительно тонкий и сложный механизм – мгновенно оценивает полученную информацию, прежде чем разметать ее по полочкам своих отсеков. Почти все, что мы узнаем за день, уходит из памяти в первые же минуты с пометкой «треш». И только то, что наш мозг фиксирует как нужное ЛИЧНО нам и важное ЛИЧНО для нас, может пережить этот жестокий естественный отбор и надолго осесть  у нас в голове.  Значит, для того, чтобы информацию запомнить, надо ее «активировать» - доказать своему же мозгу, что это конкретное слово или правило будет применимо в вашей собственной жизни.

Каков вывод? Очень полезно критически оценивать предлагаемый для изучения материал: ранжировать слова по степени актуальности лично для вас, продумывать, в каких ситуациях из вашей жизни вы могли бы применить то или иное выражение.  Например, механическое заучивание слова sea urchin (англ. морской еж) практически обречено на провал. Но если вспомнить, например, о предстоящей поездке в теплые страны, о необходимости купить специальные морские сандалии чтобы не поранить ногу об этого представителя фауны, представить ощущение морского ежа в вашей руке – sea urchin(англ.) вмиг займет прочное место в вашей памяти.

Кроме того, мы советуем как можно чаще разговаривать про себя на английском. Идя на работу, можно в уме описывать все, что видите вокруг, отслеживать свои мысли и переводить их на иностранный. В результате такой практики неизбежно возникнут слова, обороты речи, языковые связки, о которые вы будете «спотыкаться» - вроде и просто, а как перевести на английский не знаю – вот оно, поле для дополнительного совершенствования!

Правило 3: Здоровый сон

Что делать: Не допускать недосыпания.

Недосыпание, особенно хроническое, крайне вредит работе нашего организма в целом, а значит, и учебе в частности. В 1965 году семнадцатилетний Рэнди Гарднер установил мировой рекорд бодрствования, прожив 11 суток без сна. Юноша заплатил страшную цену за стремление к легкой славе, нанеся своим экспериментом непоправимый ущерб собственному мозгу. Забывчивость, раздражительность, галлюцинации, паранойя – на пятые сутки у Рэнди появились все признаки болезни Альцгеймера, а к концу эксперимента он практически не мог ни двигаться, ни говорить.

Потребность во сне у каждого индивидуальна, и важно знать свою норму.  Также надо помнить, что, как правило, эта потребность уменьшается с возрастом – так что через пару-тройку лет вы сможете бодрствовать дольше, чем сейчас, без всякого ущерба для организма.  Главное – поставить сон в приоритет и не экономить на нем, урывая часы для ночных посиделок за книгами или компьютером.

Один из экспериментов при изучении последствий недосыпания показал, что если подопытную группу здоровых 30-летних людей систематически частично лишали сна (заставляя спать на 2 часа меньше нормы каждого испытуемого) в течение одной недели, то к концу этого срока все системы их организмов функционировали как у 60-летних! Неделя хронического недосыпания внутренне состарила испытуемых вдвое! По завершении эксперимента понадобилось еще столько же времени для того, чтобы вернуть людей в норму. Какой уж тут английский…

Сон крайне важен не только как возможность отдохнуть и восстановить силы. Помните студенческие байки про то, что достаточно положить учебник под подушку, чтобы все его содержание само по себе перекочевало в мозг? На удивление, в этом есть своя доля правды. Правда перед сном вы должны еще и прочитать то, что хотели запомнить. Дело в том, что сон принципиально необходим не только для того, чтобы дать отдых организму, но и для того, чтобы мозг мог спокойно обработать полученную за день информацию, рассортировать и классифицировать, переложить все самое важное из кратковременной в долговременную память. Так что не надо паниковать, если вы не можете с ходу воспроизвести стихотворение или применить на практике правило. Главное, понять материал и пометить его для себя самого как важный, а дальше ложитесь спать - утро вечера мудренее.

Продолжение следует…

Алена Ксеневич,
заместитель директора по академической работе 

Нашли ошибку в тексте сайта?
Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter