Если вы учите чешский язык и не причисляете себя к числу любителей-славистов, то вы определенно «пьете шампанское», так как рисковать вам не впервые. Иначе выбрали бы вы язык такой маленькой, хоть и прекрасной страны в сердце Европы, зная о ней только то, что там красиво, и что сосед тети Зины заканчивает университет в Праге?
Именно с таким представлением о Чехии зачастую студенты переступают порог кабинета, куда они пришли учить этот загадочный язык. Такое бесстрашие и наличие далекой, но манящей цели, делает студентов чешского языка в моих глазах отважными матросами судна, которое держит курс на Чехию.
И вот, будучи таким студентом, вы, конечно, уже представили, как с победным видом стоите на корме, смотрите вдаль, слегка опираясь на мачту, и ветер развевает ваши просоленные волосы… Но вместо этого мы находим вас в поту, как вы все еще учитесь вязать третий морской узел (читай, склонять «žena»). А кто сказал, что будет легко? И вот когда суши на горизонте пока не видно, пожалуй, можно подумать: а есть ли вообще Чехия или мы немного блуждаем по морю?
Есть, и еще какая.
Время для баек - свистать всех на палубу!
Представляете, в последние свой визит Праги я узнала, что есть в ней ресторанчики, которые не обозначены никакой вывеской. Про их существование знают только избранные, они-то и могут открыть вам заветную глухую дверь какого-нибудь загадочного дома, и чередой коридоров вывести в небольшое заведение, где музыканты играют для себя, а не для публики, гости размещается за пятью столиками и давно знакомы между собой.
Но есть в этом городе и общеизвестные места: например, встречи жители Праги назначают «под конем», то есть вблизи конного памятника Вацлава, который был убит своим братом, и теперь этот день считается в Чехии государственным праздником, как, например, и день сожжения Яна Гуса (известного чешского реформатора). У чехов вообще нет табу на тему смерти. Чтобы убедиться, стоит навестить костницу в Кутной Горе, усыпальницу капуцинов в Брно, посмотреть фильм «Spalovač mrtvol»(«Сжигатель трупов») или почитать Богумила Грабала, у которого грустная уборщица выглядит так «как будто подметает остатки своего праха из крематория».
И уборщицей она была, конечно, в пивном баре, которых в Чехии просто невероятное количество. Деревянные столы, гул от множества голосов и колоритные официанты всегда создают там невероятную атмосферу. И когда в одной из таких пивных я наблюдаю, как кто-нибудь из моих знакомых отправился за следующим пивом после уже выпитых трех литров, это до сих пор не оставляет меня равнодушной.
Чешская грандиозность на этом не заканчивается: тут находится самый большой замок в Европе, а если посещать чешские замки и крепости по одному в день, чтобы посетить их все, понадобится семь лет. Не верите? А чехи тоже во многое не верят: это одна из самых атеистических стран в мире.
Я могу долго рассказывать о Чехии. Но даже после того, как я побывала в резиденции президента и сенате в самом центре Праги, ее знаменитых музеях, театрах, башнях, обследовала многие закоулки этого города, пожила в общежитиях и чешских семьях, открыла для себя не раз Брно, посмотрела на кинофестиваль в западночешских Карловых Варах, продегустировала вина в Южной Моравии, забралась на самую высокую чешскую гору на севере, я понимаю, что многое еще не знаю про Чехию. Слишком она загадочная. Как и одна улица в Праге, как если идти… Но это уже другая история, а сейчас самое время натянуть паруса и ловить попутный ветер, матросы.
Инна Шмакова,
преподаватель чешского языка