Когда начинать изучать иностранный язык?

Когда начинать изучать иностранный язык?

Я — мама замечательного 3х-летнего малыша. Прогрессивная мама, которая на досуге, подчитывает психологию Гиппенрейтер, разбирается с технологией блоков Дьенеша и полезностью кубиков Зайцева. Так случилось, что я еще и преподаватель английского языка, а это значит, что ежедневно меня атакуют вопросами-утверждениями типа «Ваш ребенок уже наверняка знает все формы глаголов!» или «Спорим, что Наташа дома говорит со своим сыном только по-английски!»

Должна признаться, что из всего арсенала английских слов мой малыш вполне сможет сказать ‘Hi’, ‘Bye-bye’, ‘How are you?’ и ‘I’m fine’. На этом наши с ним разговоры «на языке инопланетян» заканчиваются. Зато, к сожалению, продолжаются вопросы у моих знакомых и друзей: «Как сделать так, чтобы ребенок говорил на иностранном языке как носитель?», «Разве вы не смотрите "Дашу-путешественницу"?»  и т.п. Именно поэтому хочется раз и навсегда разобраться самой и ответить на вопросы всех тех, кто за «изучение языка с чистого листа».

Итак, имеем две крайности. С одной стороны, «ребенок должен изучать язык с пеленок», поэтому с года малыша погружают в мир Baby Einstein и включают аудиосказки на английском. С другой стороны, «пусть родной язык толком освоит, а потом уж и за иностранный взяться можно» тоже не редкость. Истина, как всегда, где-то посередине.

Наилучшее время

В психологии существует понятие «сенситивный период» — благоприятное время для формирования какого-либо навыка. Период длится ограниченное время и поэтому важно его не упустить. Сенситивным для изучения иностранного языка считается период с 1,5 до 9 лет, хотя зарубежные психологи Пенфилд и Робертс говорят о времени с 4 до 8 лет. Абсолютно все физиологи сходятся во мнении, что ребенок до 9 лет учится овладевать речью. Позже мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и примерно с 10-летнего возраста школьнику приходится преодолевать множество препятствий. Специалисты знают, что именно маленьким детям проще научиться произносить звуки, отличные от их родной речи. Более того, очень часто они демонстрируют такую феноменальную способность к запоминанию слов или выражений, о которой взрослым и не мечталось. Означает ли это, что мы должны использовать вышеупомянутый благоприятный период, чтобы дать нашим детям дорогу в жизнь?

Не хочется озвучивать категорическое «да», потому что каждый родитель сам определяет направление развития своего малыша. И все же, если вы хотите, чтобы ребенок с радостью воспринимал иностранный язык, хочу дать несколько советов:

  • Ребенку стоит привить чувство языка, ПОЗНАКОМИТЬ его с тем, что есть что-то отличное от того, на чем говорит он, родители и окружающие, а не обучать его азам грамматики. На первых порах, пожалуй, самое лучшее — это слушать песенки на иностранном языке, рассказывать потешки-рифмовки, смотреть мультики — все в разумных пределах и без излишнего фанатизма. Регулярность подобных мини-занятий особенно важна для совсем маленьких.
  • Чем раньше вы начинаете, тем больше вы должны помнить, что основной вид деятельности для ребенка—это игра, а, значит, и знакомство с иностранным языком должно проходить в игровой форме. Купите малышу игрушку, которая будет «разговаривать» с ним только на иностранном языке. Мама, которая только что общалась с ребенком на беглом русском, а через 5 минут вдруг включает «англичанку» воспринимается малышом несерьезно, не говоря уже о том, что такого рода обучение чревато негативными последствиями для неокрепшей детской психики.
  • Изучение языка лучше всего происходит в реальной среде общения, а, значит, собираясь в отпуск в Италию, не оставляйте ребенка на каникулы бабушкам.
  • Важно не отбить охоту на первых порах, иначе потом придется выжидать, когда ребенок забудет свой негативный опыт, а время ожидания у всех детей может быть разным. Многие дети очень расстраиваются, если у них что-то не получается. Однажды увидев на лице мамы или учительницы недовольство, они могут в принципе отказаться заниматься дальше. 

Возвращаясь к своему опыту, своему ребенку и своему выбору. Сейчас сын периодически слышит, как мама разговаривает на английском по телефону, иногда смотрит добрые диснеевские мультики, но при малейшем желании переключить, естественно, получает свой любимый «Простоквашино» (я не хочу навязывать ему язык; хочу, чтобы мой почти родной английский стал другом и для него). Поднимаясь по лестнице, мы можем посчитать ступеньки in English, а дома, если уговорим папу, все вместе спеть “Old Mc’Donald had a farm”. Никаких пособий по изучению английского языка я не покупаю и пока что наше знакомство с иностранным языком сводится к фрагментарному погружению. Чуть позже (думаю, что лет с 5) мы обязательно поменяем подход не потому, что я хочу вырастить из своего ребенка полиглота, а потому что понимаю: иностранный язык нужен не только для профессиональных достижений, но и для общего развития.

Бесспорным является тот факт, что рано или поздно, но учить иностранный язык нужно. Главное — не перестараться. Важно, чтобы знакомство с языком «с пеленок» позже переросло в увлекательный процесс познания другой культуры и менталитета.

Наталья Калюзина,
заместитель директора по академической работе

Нашли ошибку в тексте сайта?
Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter